Природный парк «Оленьи ручьи» предлагает посетителям  несколько туристических маршрутов протяженностью от 6 до 15 километров, для обучающихся различного  возраста, в разные места парка в сопровождении профессионального экскурсовода, что позволит окунуться в атмосферу этой территории и прочувствовать ее историю, соприкоснуться с ней и оставить после поездки в парк яркие воспоминания.
Для кого маршрут: учащиеся 1–7 классов
#История #Родной край #Природа #Исследователи #Активный туризм #Культура
Цель
  • формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина, с уважением и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родного края.
Задачи
  • осознание обучающимся целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме;
  • приобретение знаний обучающимися о живой и растительной природе;
  • ознакомление обучающихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов как исключительной ценности органического мира;
  • овладение обучающимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.
Объекты маршрута
Природный парк «Оленьи ручьи»
  • Малый маршрут протяженностью 6 км – самый популярный, рассчитанный на 2–3 часа. Точкой отправления служит памятник 14-летнему Дмитрию Бажукову, убитому чехами в 1917 г. за помощь Нижнесергинскому красногвардейскому отряду. В советское время в память о подростке назвали железнодорожный разъезд и улицу в Нижних Сергах.
  Путь ведет к карстовой воронке, возникшей в результате растворения известняков талыми водами. Двигаясь дальше, туристы выходят к 300-летней сосне и спилу дерева, на котором видны годовые кольца. Далее тропа приводит к скале Светлой. Со смотровой площадки открывается панорама излучины реки в окружении лесных массивов. Далее предстоит спуститься по металлическому трапу и пройти сквозь расщелину, образованную двумя заросшими мхом глыбами, – «Целующимися скалами». В далеком прошлом русло реки пролегало на 30 м выше современного уровня, и постепенно вода пробила сквозное отверстие в скальных породах. Есть поверье, что если влюбленные поцелуются под сводами арки, то их союз будет вечным.
  Продолжая движение по побережью, туристы по мостику пересекают Митрофанов лог и оказываются перед скалой Дыроватый камень. 
Пещера древнего человека хранит следы присутствия охотников времен мезолита, неолита и бронзового века. 

  • Большой маршрут (тропа Бажукова) длиной 15 км сначала совпадает с Малым кругом, но после Дыроватого камня продолжается мостовым переходом через Светлый ручей. 
  Если продолжить движение по правобережью, то тропа приведет к вершине скалы Городище, где археологи нашли укрепленное поселение мысового типа. А перебравшись на левую сторону, после Миткиного ручья, предстоит совершить крутой подъем на скалу Реликтовую.
Со смотровой площадки «Пирамида» виден Бардымский хребет. Повернув на развилке направо, путники окажутся у скалы Писаница и увидят хорошо сохранившиеся образцы наскальной живописи. По оценкам ученых, изображениям 3–5 тысяч лет, и нанесли их жившие в этих краях охотники-манси. Скалу пронизывает пещера «Ресторан» (Безымянная) с 4 входами-выходами. Следующая ландшафтная достопримечательность – скала Лягушка с причудливыми гротами. Останец по форме действительно похож на земноводное. Крутой угол падения пластов известняка – наглядное свидетельство тектонических движений земной коры.
  В пещеру «Дружба» можно попасть через вход на правом склоне Федотова лога. Под пещерными сводами отчетливо видны окаменелые останки доисторических организмов, населявших море 300–400 млн лет тому назад. В 600 м отсюда находится Большой провал. Карстовая полость размером 60×25 м и глубиной 35 м считается одной из крупнейших на Среднем Урале.

Миткинские озера имеют антропогенное происхождение. Добыча железной руды для Нижнесергинского завода велась открытым способом со второй половины XIX в. Заброшенные карьеры заполнились грунтовыми водами, образовав три водоема. На берегах сохранились фрагменты технологического оборудования, в том числе маховое колесо локомобиля (паровой машины) английского производства.
Обучающимся предоставляется возможность пройти квест в природном парке «Оленьи ручьи»
Техническая информация
Природный парк «Оленьи ручьи»
Маршрут
Протяженность
45 км
Время прохождения
туристского маршрута
2 дня
Сезонность
круглогодично
Уровень
образовательной нагрузки
просветительский, углубленный в рамках изучения учебного предмета, исследовательский, проектировочный
Доступность для детей с ОВЗ
да
пеший
Способ передвижения на туристском маршруте
Программа маршрута
1-й день
  • 09:00–10:00 Выезд из Екатеринбурга в Природный парк «Оленьи ручьи»
  • 10:00–13:00 Прохождение одного из выбранных маршрутов
  • 13:00–14:00 Обед
  • 14:00–16:00 Продолжение маршрута
  • 16:00–17:00 Заселение в гостиницу на территории природного парк
2-й день
  • 9:00–14:00 Прохождение квеста
  • 14:00–15:00 Обед
  • 15:00 – Отъезд в Екатеринбург
Последовательность объектов показа в программе может измениться
Образовательные результаты
В результате посещения природного парка обучающиеся овладевают дополнительными знаниями по предметам «Окружающий мир», «Биология».
Личностные результаты
  • умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
  • положительное отношение к школе и учебной деятельности;
  • первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
  • впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
  • представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
  • овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
  • понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие».
Метапредметные результаты
  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
  • проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
  • располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше – теперь»;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться.
Предметные результаты
  • правильно называть родную страну, родной город (малую родину);
  • проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
  • различать изученные объекты природы (камни, растения, животных);
  • сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
  • находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
  • соблюдать правила поведения в природе; различать объекты природы и предметы рукотворного мира.
Интеграция с образовательными программами
В образовательные программы: 3–4 классы – окружающий мир, 5 класс – биология

Окружающий мир, темы:
  • «Как устроен мир»
  • «Эта удивительная природа»
  • «Родной край – часть большой страны»
Биология, тема:
  • Царство растений
В помощь педагогу
При подготовке к прохождению маршрута обучающимся рекомендовано самостоятельно найти информацию и подготовить ответы на следующие вопросы:
«Как устроен мир»
  • Природа 
  • Ценность природы для людей
  • Полезные ископаемые
«Эта удивительная природа»
  • Превращения и круговорот воды
  • Что такое почва?
  • Разнообразие растений
  • Размножение и развитие растений
  • Охрана растений
  • Разнообразие животных
  • Кто что ест? 
«Родной край – часть большой страны»
  • Наш край
  • Поверхность нашего края
  • Водные богатства нашего края 
  • Наши подземные богатства 
  • Жизнь леса 
  • Жизнь в пресных водах 
«Царство растений»
  • Важнейшая особенность зеленых растений
  • Наиболее древние растения на Земле
  • Лишайники
  • Высшие споровые растения
Где остановиться?
Как добраться?
АвтоПлюсУрал
Контактная информация
ГБУ СО «Природный парк Оленьи ручьи» п. Бажуково
Средства размещения ГБУ СО «Природный парк Оленьи ручьи» п. Бажуково
Список литературы
  • Капустин, В. Г. География Свердловской области : учебное пособие для основной и средней школы / В. Г. Капустин, И. Н. Корнев. – Екатеринбург : Сократ, 2006. – 399 с. : цв. ил. 4.
  • Кириллов, А. Д. Опорный край России. Свердловская область вчера, сегодня, завтра : научно-популярная литература /
  • А. Д. Кириллов, Г. М. Каёта. – Екатеринбург : Уральский рабочий, 2015. – 192 с. : цв. ил. 5. Кириллов, А. Д. Средний Урал: век XXI. Хроника событий 2000- 2018 гг. : научно-популярная литература /
  • А. Д. Кириллов. – Екатеринбург : Уральский рабочий, 2017. – 264 с. : цв. ил. 6.
  • Крест Екатерины : Страницы истории лютеранства: город Екатеринбург : Личности. Документы. Фотографии / [Ред.- 6 сост.: С. Ф. Глушков]. – Екатеринбург : Банк культур. информ., 2000. – 224 с. : ил., портр. 7. Лаврова, С. А. Удивительный Урал /
  • С. Лаврова ; художник Е. Колеватых. – Екатеринбург : Сократ, 2017. – 71 с. : цв. ил. В этой красочной книге в доступной для детей форме рассказывается об истории Урала, о его достопримечательностях и интересных местах. 8. Лаврова, С. А. Урал. Кладовая земли / С. А. Лаврова. – Москва : Белый город, 2007. – 47 с. : цв.ил., портр. – (История России). Урал – кладовая земли. Находясь в центре России, он стал её сердцем. Немало сокровищ спрятано в уральской земле: руда, золото, самоцветы. Но главное богатство Урала – люди. 9.
  • Рундквист, Н. А. Губерния-66. Свердловская область : фотоальбом / Н. Рундквист. – Москва : Красная площадь : Квист, 2007. – 240 с. : ил., карты, фото.цв. 10.
  • Свердловская область : альбом / перевод на английского : О. Ананиной, А. Соколова. – Екатеринбург : Сократ, 2005. – 318 с. : ил. 11.
  •  Свердловская область, 1934-2014. 80 лет. Хроника важнейших событий : справочное издание / [Губернатор Свердловской области ; Правительство Свердловской области ; Управление архивами Свердловской области ; под редакцией А. А. Капустина ; составители : О. А. Бухаркина [и др.]]. – Екатеринбург : АМБ, 2014. – 143 с. : рис., фот.цв. Свердловская область : альбом / перевод на английского : О. Ананиной, А. Соколова. – Екатеринбург : Сократ, 2005. – 318 с. : ил.