Школьный туристический маршрут проходит по городам Краснотурьинску, Североуральску, Ивделю, Карпинску Свердловской области. Маршрут позволит обучающимся познакомиться с жизнью выдающихся уральских земляков, таких как изобретатель радио Александр Степанович Попов и Евграф Степанович Фёдоров – выдающийся российский ученый, гений кристаллографии, описавший геологическое строение округа. Маршрут расскажет о манси, коренном народе Северного Урала, его культуре и обычаях. Познакомит с уникальной природой Северного Урала – скалами, гротами, древними обсерваториями и местами выплавки металлов древними людьми. Покажет коллекции образцов пород и минералов, чучел птиц и животных.
Для кого маршрут: учащиеся 8-11 классов
#История #Физика #География #Обществознание #Культура #Патриотика #Традиции #Герои #Природа
#Исследователи #Активный_туризм #Наследие #Будущее #Профессия #Родной_край
Урал Полярный
Цель
Приобщить обучающихся к изучению истории Урала, его выдающихся представителей, восстановить забытые имена, повысить историческую грамотность молодежи, обеспечить ее и патриотическое воспитание.
Задачи
  • формирование знаний по истории Урала;
  • развитие интереса к краеведению, гордости за добрые дела своих земляков, любви к Родине;
  • совершенствование навыков исследовательской, проектной, творческой и иных видов деятельности при работе с различными видами источников.
Объекты маршрута
Мемориальный Музей изобретателя радио А.С. Попова
  Для создания мемориального музея на родине А. С. Попова был сохранен дом его семьи. Благодаря большой помощи дочери и внучки А. С. Попова, Екатерины Александровны Поповой-Кьяндской и Екатерины Георгиевны Кьяндской-Поповой сотрудниками музея собран интересный мемориальный фонд (документы, фотографии, книги, мебель, посуда), позволивший создать две мемориальные комнаты – гостиную и столовую, а в остальных залах развернуть экспозицию о жизни и деятельности ученого, изобретателя радио. Экспозиция, открытая в 1984 году, рассказывает о жизни А. С. Попова в Турьинских рудниках, годах его учебы в Далматовском и Екатеринбургском духовных училищах, Пермской духовной семинарии, Санкт-Петербургском университете.
  Работа в Кронштадте, в Минном офицерском классе, и Техническом училище, становление нашего земляка как ученого, создание семьи, работа на крупнейшей в Российской империи Нижегородской ярмарке, поездка в Чикаго – этапы жизненного пути Александра Степановича. А. С. Попов создал беспроволочный телеграф, передающий сигналы на расстояние с помощью электромагнитных волн. Это было важнейшее изобретение, после которого стало возможно и радио, и сотовая связь, и интернет.
Геологический музей Е.С. Фёдорова и Музей горной машинерии
  Фёдоровский геологический музей – один из старейших на Урале и первый в России геологический музей практического назначения. Основан выдающимся российским ученым, гением кристаллографии Евграфом Степановичем Фёдоровым в 1894 году. При Е. С. Фёдорове в музее собирались материалы о геологическом строении округа, итоги разведочных работ – отчёты, записки, керны и шлифы. 

  Сегодня Фёдоровский геологический музей хранит историю геологии XIX века. Здесь можно увидеть двухаршинный картографический стол, минералогические шкафы, изготовленные по заказу Е. С. Фёдорова и его преемника Е. Д. Стратановича, несгораемую архивную комнату, богатейшую библиотеку, лабораторию и обширную минералогическую коллекцию. Не так давно к Фёдоровскому геологическому музею добавились современные интерактивные экспозиции: «Шахта» расположилась в подвальном помещении, а горнозаводская старина представлена в Музее горной машинерии под открытым небом.

Североуральский краеведческий музей
   Наибольший интерес для посетителей представляют археологическая и этнографическая коллекции музея. В этнографической коллекции собраны материалы о культуре русского населения и коренного народа Урала – манси. Первые предметы коллекции, отражающие быт народа манси. 

Пещеры и гроты Сосьвинской долины – город Ивдель
    Одна из скал напоминает голову мамонта, в недрах которой уже много сотен лет не тает так называемый ониксовый лёд, который по виду очень напоминает данный минерал. Около скалы, по мнению археологов,  находилось святилище и астрономическая обсерватория, которая насчитывает не менее 2000 лет. Там же была найдена древняя отливка из металла III века до н. э. 
Карпинск: посещение места пересечения 60-й параллели с 60-м меридианом
 В краеведческом музее Карпинска четыре отдела. В музейных фондах – свыше 13 тыс. единиц хранения. Отдел природы представлен естественно-научными коллекциями образцов пород и минералов, чучел птиц и животных. Экспозиция отражает природные особенности края.
  В отделе истории Богословского горного округа на предметах быта XIX–ХХ веков показана специфика исторического и культурного развития края. В экспозиции представлены материалы о таких известных земляках, прославивших Богословск – Карпинск, как изобретатель радио А. С. Попов, ученый-зоолог и писатель Н. П. Вагнер, известный капельмейстер М. М. Походяшин.
  Отдел развития буроугольного месторождения рассказывает о производственном объединении «Вахрушевуголь» и династиях горняков, представляет макеты такой горной техники, как экскаватор, паровоз, электровоз, транспортная лента.
  Прогулка по историческому центру Карпинска, посещение Введенского собора, выезд на карьер.

Техническая информация
Екатеринбург – Краснотурьинск – Североуральск
– Ивдель – Карпинск – Екатеринбург
Маршрут
Протяженность
1100 км
Время прохождения
туристского маршрута
3 дня
Сезонность
круглогодично
Уровень
образовательной нагрузки
просветительский, углубленный в рамках изучения учебного
предмета, исследовательский, проектировочный
Доступность для детей с ОВЗ
да
Программа маршрута
1-й день
  • 07:00 Отправление из Екатеринбурга от Marins Park Hotel (ул. Челюскинцев, 106).
  • Дорога до Краснотурьинска – родины изобретателя радио А. С. Попова. Интересный путевой рассказ экскурсовода: легенда о Денежкином камне, истории о самом северном в мире трамвае и ртутном короле, о Карпинском море.
  • Обед
  • Экскурсия в мемориальный Музей изобретателя радио А. С. Попова.
  • Экскурсия в Фёдоровский геологический музей и Музей горной машинерии.
  • Размещение в отеле «Турья» в Краснотурьинске.
2-й день
  • Завтрак в отеле
  • 09:00 Выезд в Североуральск.
  • Экскурсия в краеведческий музей, знакомство с культурой коренных народов манси и хантов. В Штуфном кабинете можно полюбоваться одной из лучших частных коллекций минералов в Свердловской области, собранной на территории Северного Урала, оценить сверкание кальцитов, аметиста и цитрина, необычные круглой формы бокситы.
  • Обед
  • Выезд в Ивдель. Загородная экскурсия к пещерам и гротам Сосьвинской долины.
  • Возвращение в Краснотурьинск.
3-й день
  • Завтрак в отеле
  • Выезд в г. Карпинск: посещение места пересечения 60-й параллели с 60-м меридианом, где все загадывают желание.
  • Экскурсия в Карпинский краеведческий музей.
  • Прогулка по историческому центру города, посещение Введенского собора, выезд на карьер.
  • Обед
  • Выезд в Екатеринбург
Вечером прибытие в Екатеринбург: Marins Park Hotel (ул. Челюскинцев, 106).
Последовательность объектов показа в программе может измениться
Образовательные результаты
Личностные результаты
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты
  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);
  • активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе и в повседневной жизни, продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе всеобщей истории;
  • способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
  • овладение умениями изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней.
Интеграция с образовательными программами
В образовательные программы: история, физика, география, естествознание, программы воспитательной работы.

  • Физика – «Изобретение радио. Принципы радиосвязи». 
  • География – в разделах «Природные ресурсы и природопользование, горные породы». 
  • История – «Начало промышленного освоения Урала в первой четверти XVIII века». 
  • Естествознание – «Использование радиоволн».
В помощь педагогу
При подготовке к пешеходно-познавательному маршруту педагогом могут быть предложены для обучающихся следующие темы для самостоятельной работы:
  • Как происходит распространение радиоволн в пространстве?
  • Что такое поляризация радиоволн? Виды поляризации
  • Какими физическими параметрами определяется энергия, переносимая радиоволной?
  • От чего зависит скорость радиоволны в среде?
  • В чём причина затухания радиоволны в среде?
  • Каков характер взаимодействия радиоволн с границей раздела сред?
  • В чём особенность отражения радиоволны от движущегося объекта? Преобразования в электрический сигнал скорости движения объекта на основе эффекта Доплера
  • В чём сущность радиоволновых резонансных явлений в цепях с распределенными параметрами (волноводах)?
  • На каких физических принципах основаны излучение и приём радиоволн?
  • Для решения каких измерительных задач может быть использовано радиоволновое измерительное преобразование?
  • Каким образом можно осуществить передачу информации при помощи радиоволн?
  • На чём основана передача информации при помощи искусственных спутников Земли?
  • Каковы принципы радиолокации?
  • Какие возможности предоставляет радиолокация?
  • Что такое минералы?
  • Какую горную породу составляют кварц, полевой шпат и слюда?
  • Какие горные породы относятся к магматическим?
  • Как образуются химические осадочные горные породы?
  • Как называются полезные ископаемые, из которых выплавляют металлы?
«AVS Отель»
гостинично-развлекательный комплекс
Мемориальный дом-музей
А.С. Попова
Где остановиться?
Как добраться?
«Маринс Парк Отель»
Екатеринбург
АвтоПлюсУрал
Контактная информация
Гостиница «Турья»
E-mail: baz-a-hotel@rusal.com
Телефон: +7(343) 271−06−76 | +7 (982) 717-06-76
E-mail: info@rusgo.ru
Туроператор «ПрофСервис»
Телефон: +7 (34384) 3-42-09
Адрес: 624449, Свердловская область,
г. Краснотурьинск, ул. Попова, 70
E-mail: kr.museum@yandex.ru

Телефон: +7 (34 384) 3−60−44
Адрес: 624 449, Свердловская область,
г. Краснотурьинск, ул. Октябрьская, 45
E-mail: kr.museum@yandex.ru
Федоровский геологический музей
Телефон: +7 (34380) 2-28-74
Адрес: 624480, Свердловская область,
г. Североуральск, ул. Ватутина, д. 17А
E-mail: museumsvu@mail.ru
Североуральский краеведческий музей
Карпинский краеведческий музей
Список литературы
  • Изобретение радио А.С. Поповым. Сборник документов и материалов /под ред. А.И. Берга. - М.-Л.: АН СССР, 1945. - 310 с.
  • Радовский М.И. Александр Степанович Попов. 1859-1905. - М.-Л.: Наука, 1963. -388 с.
  • Александр Степанович Попов в характеристиках и воспоминаниях современников. Сост. М.И. Радовский /под ред. К.К. Баумгарта. - М.-Л.: АН СССР, 1958, - 454 с.
  • А.С. Попов. Сборник документов. К 50-летию радио. Сост. Г.И. Головин и Р.И. Карлина /под ред. М.А. Шателена, И.Г. Кляцкина и В.В. Данилевского - Лениздат, 1945. - 256 с.
  • Изобретение радио. А.С. Попов. Документы и материалы. Сост. Е.А. Попова-Кьяндская, В.М. Родионов, М.И. Мосин, В.И. Шамшур /под ред. А.И. Берга - М.: Наука, 1966. - 284 с.
  • Материалы по истории развития связи в России. XVIII - начало XX вв. Обзор документальных материалов. Сост. Ф.И. Бунина, К.П. Генкина, Р.Ю. Мацкина, З.С. Ешурина, В.И. Вельбель /под ред. Н.А. Мальцевой и Б.И. Расина - Л.: ЦМС им. А.С. Попова, 1965. - 320 с.
  • Из предыстории радио. Сборник статей и материалов. Сост. С.М. Рытов /под ред. Л.И. Мандельштама. - М.-Л.: АН СССР, 1948. - 472 с.
  • А.С. Попов. О беспроволочной телеграфии. Сборник статей, докладов, писем и других материалов. Сост. М.И. Радовский /под ред. А.И. Берга - М.: Физматгиз, 1959. - 218 с.
  • Карпинский краеведческий музей  (рус.).
  • Каталог памятников → Собор Введенский  (рус.).
  • Международный горный марафон «Конжак»  (рус.).
  • городской округ Карпинск  (рус.).
  • Валерий Белоножко Я - сталкер  (рус.).
  • Галерея-мастерская художника Г. С. Райшева  (рус.).