Обсерватория играет немалую организаторскую роль в отечественной астрономии. Проводимые здесь научные конференции «Физика Космоса» ежегодно в течение более трех десятилетий собирают ведущих ученых, активных студентов и аспирантов со всей России и из ближнего зарубежья.    
Обсерватория является просветительским центром, где ежегодно проводятся свыше ста экскурсий для школьников, учителей и населения Уральского региона. Сотрудники обсерватории совместно с преподавателями кафедры астрономии и геодезии УрФУ в течение последних восьми лет организуют и проводят олимпиады (от школьных до областных) и научно-практические конференции по астрономии и космической физике для школьников Екатеринбурга и Свердловской области. Участники команды школьников Свердловской области, подготовленные в Уральском федеральном  университете, успешно выступают на российских и международных олимпиадах по астрономии.
Для кого маршрут: учащихся 10–11 классов
#История #Культура #Патриотика #Традиции #Герои #Природа #Космос #Исследователи #Активный_туризм
#Наследие #Будущее #Профессия #Родной_край
Цель
Дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XX в.
Задачи
  • понимание роли астрономии для развития цивилизации, формирования научного мировоззрения, развития космической деятельности человечества;
  • понимание особенностей методов научного познания в астрономии; формирование представлений о месте Земли и человечества во Вселенной, объяснение причин наблюдаемых астрономических явлений;
  • формирование интереса к изучению астрономии и развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанных с астрономией.
Объекты маршрута
Коуровская обсерватория
Коуровская обсерватория включает в себя три отдела:
  • звездной астрономии;
  • физики Солнца;
  • наблюдения за искусственными спутниками Земли.

  Коуровская обсерватория – уникальное научное учреждение, расположенное почти на 60-м градусе восточной долготы, единственное в интервале долгот от Казани до Иркутска, обладающее высоким научным потенциалом и развитой материальной базой. Большим преимуществом обсерватории является то, что она находится в университете, где готовятся специалисты-астрономы широкого профиля.
  Фундаментальные и прикладные научные исследования в обсерватории проводятся по следующим направлениям:
  • строение, происхождение и развитие Галактики и ее подсистем;
  • физика звезд и межзвездной среды;
  • физика солнечной активности и ее земные проявления;
  • астрометрия и небесная механика.
Техническая информация
Екатеринбург – д. Слабода – Коуровская обсерватория – Екатеринбург
Маршрут
Протяженность
192 км
Время прохождения
туристского маршрута
2 дня
Сезонность
круглогодично
Уровень
образовательной нагрузки
просветительский, углубленный в рамках изучения учебного предмета, исследовательский, проектировочный
Доступность для детей с ОВЗ
да
Программа маршрута
1-й день
  • 10:00–12:00 Трансфер из Екатеринбурга до туристической базы «Чусовая»
  • 12:00–13:00 Заселение в гостиничные номера турбазы «Чусовая»
  • 13:00–14:00 Обед
  • 14:00–16:00 Мини-поход на Георгиевский камень – живописное место на реке Чусовой
  • 16:00–19:00 Вечернее посещение Астрономической обсерватории имени К. А. Бархатовой – университетской обсерватории Института естественных наук Уральского федерального университета
2-й день
  • 09:00–10:00 Завтрак
  • 10:00–13:00 Дневное посещение обсерватории имени К. А. Бархатовой – университетской обсерватории Института естественных наук Уральского федерального университета
  • 13:00–14:00 Обед
  • 15:00–17:00 Отъезд в Екатеринбург
Последовательность объектов показа в программе может измениться
Образовательные результаты
Личностные результаты
  • в ценностно-ориентационной сфере – воспитание чувства гордости за российские естественные науки;
  • в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной и профессиональной траектории;
  • в познавательной сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметные результаты
  • находить взаимосвязи между структурой и функцией, причиной и следствием, теорией и фактами при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе естественно-научных знаний;
  • показывать взаимосвязь между областями естественных наук.
Предметные результаты
  • обоснованно применять приборы для измерения и наблюдения, используя описание или предложенный алгоритм эксперимента с целью получения знаний об объекте изучения;
  • выявлять характер явлений в окружающей среде, понимать смысл наблюдаемых процессов, основываясь на естественно-научном знании;
  • использовать для описания характера протекания процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
  • критически оценивать, интерпретировать и обсуждать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, ресурсах интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности;
  • извлекать из описания машин, приборов и технических устройств необходимые характеристики для корректного их использования;
  •  объяснять принципы, положенные в основу работы приборов.
Интеграция с образовательными программами
В образовательные программы:
естествознание, программы воспитательной работы.

Программа «Астрономия» 10–11 класс, темы:
·   «Астрономия, ее значение и связь с другими науками»
·   «Строение Солнечной системы»
·   «Природа тел Солнечной системы»
·   «Солнце и звезды»
·   «Строение и эволюция Вселенной»
В помощь педагогу
При подготовке к пешеходно-познавательному маршруту педагогом для обучающихся могут быть предложены следующие темы для самостоятельной работы:
  • Астрономия, ее связь с другими науками 
  • Структура и масштабы Вселенной 
  • Особенности астрономических методов исследования 
  • Телескопы и радиотелескопы 
  • Всеволновая астрономия
  • Звезды и созвездия
  • Видимое годичное движение Солнца
  • Движение и фазы Луны 
  • Затмения Солнца и Луны
  • Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе
  • Исследования Луны космическими аппаратами
  • Наша Галактика. Ее размеры и структура
Где остановиться?
Как добраться?
АвтоПлюсУрал
Контактная информация
Астрономическая обсерватория имени К. А. Бархатовой
Телефон: 8 (953) 820-51-63
Адрес: ул. Обсерватория, Слобода,
Предварительная запись: urfu.ru
«Маринс Парк Отель»
Екатеринбург
ООО "Турбаза "Чусовая"
Первоуральск, село Слобода
«AVS Отель»
гостинично-развлекательный комплекс
Список литературы
  • Астрономия. Учебное пособие / М.М. Дагаев и др. - М.: Просвещение, 2018. - 384 c.
  • Ацюковский, В. А. Эфиродинамические основы космологии и космогонии / В.А. Ацюковский. - М.: Научный мир, 2016. - 284 c.
  • Бережко, Е. Г. Введение в физику космоса / Е.Г. Бережко. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2014. - 264 c.
  • Бережной, А.А. Солнечная система / А.А. Бережной. - М.: ФМЛ, 2017. - 694 c.
  • Бочкарев, Н. Г. Основы физики межзвездной среды / Н.Г. Бочкарев. - М.: Либроком, 2013. - 352 c.
  • Бочкарев, Н. Г. Основы физики межзвездной среды. Учебное пособие / Н.Г. Бочкарев. - М.: Ленанд, 2015. - 354 c.
  • Быков, О. П. Прямые методы определения орбит небесных тел / О.П. Быков, К.В. Холшевников. - М.: Издательство СПбГУ, 2013. - 152 c.
  • Галавкин, В. В. Синергетическая физика, или Мир наоборот / В.В. Галавкин. - М.: ЛКИ, 2018. - 122 c.
  • Звездное небо. Карта. - Москва: Огни, 2015. - 164 c.
  • Карта звездного неба. - М.: DMB, 2015. - 895 c.
  • Карта звездного неба. - М.: ДонГис, 2015. - 792 c.
  • Кононович, Э.В. Общий курс астрономии / Э.В. Кононович. - М.: Либроком, 2016. - 847 c.
  • Кононович, Э.В. Общий курс астрономии / Э.В. Кононович. - Москва: СПб. [и Левитан, Е.П. Дидактика астрономии / Е.П. Левитан. - Москва: Гостехиздат, 2013. - 987 c.
  • Левитан, Е.П. Дидактика астрономии / Е.П. Левитан. - Москва: Гостехиздат, 2013. - 987 c.
  • Малов, И. Ф. Механизмы космического излучения. Учебное пособие / И.Ф. Малов. - М.: Либроком, 2014. - 160 c.
  • Мурзин, В. С. Астрофизика космических лучей / В.С. Мурзин. - М.: Логос, 2014. - 149 c.
  • Фортов, В. Е. Экстремальные состояния вещества на Земле и в космосе / В.Е. Фортов. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2013. - 264 c.
  • Щиголев, Б. М. Математическая обработка наблюдений / Б.М. Щиголев. - М.: Наука, 2015. - 344 c.
  • Язев, С. А. Лекции о Солнечной системе / С.А. Язев. - М.: Лань, 2013. - 384 c.
  • Янчилина, Фирюза По ту сторону звезд. Что начинается там, где заканчивается Вселенная? / Фирюза Янчилина. - М.: Едиториал УРСС, 2018. - 120 c.