Маршрут предполагает посещение Дома-музея П. И. Чайковского – старинного особняка первой половины XIX века. Здесь можно увидеть музыкальные инструменты, которыми пользовался юный П. Чайковский. Орган и рояль того времени сохранились в отличном состоянии. Кроме музыкальных инструментов, посетители музея могут увидеть образцы мебели и бытовых предметов, а также макеты комнат семьи Чайковских.
Для кого маршрут: учащиеся 5–7 классов
#История #Патриотика #Наследие #Традиции #Родной_край #Отечество #Природа #Исследователи
#Активный_туризм #Культура
Цель
личностное развитие обучающихся, формирование у них позитивного отношения к общественным ценностям культурного наследия, развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Задачи
  • способствовать проявлению познавательного интереса и ценностного отношения к истории, природе и культуре родного края;
  • содействовать проявлению и развитию у учащихся умения систематизировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать вывод;
  • способствовать расширению знаний и опыта, полученных обучающимися в рамках внеурочной деятельности;
  • создать условия для развития интереса к изучению истории, для работы в коллективе.
Объекты маршрута
Коптеловский музей истории земледелия и быта крестьян
  Главная достопримечательность села – «изба бабы Кати», срубленная в конце XVII века одним топором, без пил и рубанков. В избе сохранился первозданный интерьер: широкие колотые лавки, накатной потолок из целых бревен, пол из половиц, глинобитная печь, полати, матица, красный угол.
  Посетив избу, можно узнать, где сидели дорогие гости, а где было место непрошенным гостям, о традициях крестьянского гостеприимства, о поведении в повседневной жизни и в праздники, ощутить многовековую ауру, сохраненную стенами избы. В музейный комплекс села Коптелово также входят:
  • экспозиционно-выставочный зал по истории земледелия с коллекцией сельскохозяйственных орудий и агрегатов (сохи, сеялки, жнейка-самосброска, первые молотилки, машины по обработке зерна и орудия сенокосной страды); 
  • павильон народных ремесел (показан цикл обработки льна, коллекции столярного и бондарного производства, гончарной продукции, деревенская кузница).
  Музей представляет специализированный интерактивный комплекс ─ избу деревенских сказок.
  Через обзорную экскурсию по селу, выступление фольклорного коллектива, знакомство с музейными коллекциями, русское чаепитие участники погружаются в исторические традиции деревни, знакомятся с миром уральской деревни, уральской стариной.
Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства имени И. Д. Самойлова
  Музей создан И. Д. Самойловым в 1978 году. Он занимает площадь 64 га. На территории музея под открытым небом стоят усадьбы крестьян XVII, XVIII, XIX веков (можно проследить, как со временем менялись архитектура и конструкция домов), башня острога, кузница, баня в три бревна, пожарная, ветряная мельница, сторожевая башня, часовни, постоялый двор, а в здании Спасо-Преображенской церкви выставлена коллекция народной росписи по дереву XIX – начала XX века. 
  Посетители музея получат возможность рассмотреть 5 новых интересных выставочных экспозиций, посмотреть кино на чердаке Постоялого двора, побывать в одном из объектов богатейшей коллекции зданий и сооружений из дерева, созданных народными зодчими, открытой ветрам мельнице-шатровке, где встретятся с мельником и услышат захватывающую историю о том, как работала ветряная мельница, смогут поработать крупорушкой и измельчить зерно в муку, продегустировать разные сорта деревенского хлеба.
  Все желающие смогут пройтись по гульбищу, заглянуть в Чайный дворик, а на мастер-классе выполнить резьбу по кости.

Дом-музей П. И. Чайковского
  Мемориальные залы «Жизнь Чайковских в Алапаевске» встречают посетителей уютным вестибюлем. За ним открываются рабочий кабинет И. П. Чайковского, музыкальный салон, гостиная, столовая, комната А. А. Чайковской (матери композитора), детские. Комнаты связывают темы музыки, семьи, детства. От зала к залу посетителя сопровождают звуки музыки. Здесь можно увидеть подлинные вещи семьи Чайковских, переданные потомками, в том числе рояль петербургской фирмы Wirth и немецкий механический орган начала XIX века.
  Вторая часть экспозиции – коллекция музыкальных инструментов. Она объединяет около 1000 экспонатов и миниатюрные модели, выполненные основательницей Дома-музея Верой Городилиной. Коллекция расположена в трех залах: «Европейские музыкальные инструменты», «Народные инструменты» и «Музыкальные инструменты народов Африки и Азии». Многие инструменты здесь звучат: фисгармония фирмы Mannborg, шкатулка швейцарской фирмы Mermod, симфонион, органола «Волна», индонезийский анклунг, козобас, немецкий глекен, концертные цимбалы, механическая приставка к пианино – пианола Metrostyle, музыкальный графин.
Техническая информация
Алапаевск – с. Коптелово – Нижняя Синячиха – Алапаевск
Маршрут
Протяженность
45 км
Время прохождения
туристского маршрута
2 дня
Сезонность
апрель-октябрь
Уровень
образовательной нагрузки
просветительский, углубленный в рамках изучения учебного предмета, исследовательский, проектировочный
Доступность для детей с ОВЗ
да
Программа маршрута
1-й день
  • 12:00 Заселение в гостиницу
  • 13:00–14:00 Обед
  • 14:00–16:00 Посещение экспозиции Дома-музея П. И. Чайковского
  • 17:00 Возвращение в гостиницу, свободное время
2-й день
  • 10:00–13:00 Посещение Коптеловского музея истории земледелия и быта крестьян
  • 13:00–14:00 Обед
  • 14:00–18:00 Посещение Нижнесинячихинского музея-заповедника деревянного зодчества и народного искусства имени И. Д. Самойлова
  • 19:00 – Возвращение в гостиницу, свободное время
Последовательность объектов показа в программе может измениться
Образовательные результаты
Личностные результаты
  • целостное представление о географии и истории этих мест;
  • способность управлять своими эмоциями;
  • контролировать поведение в соответствии с правилами;
  • умение соблюдать временной режим;
  • владение умением корректно обмениваться мнениями и впечатлениями.
Метапредметные результаты
  • расширение общего кругозора;
  • повышение общей культуры;
  • овладение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику интереса, внимания и уважения.
Предметные результаты
  • знания по истории, литературе, искусству, основам православной культуры, технологии, музыке, географии;
  • способность соблюдать правила, проявлять дисциплинированность и уважение к экскурсоводу.
Интеграция с образовательными программами
В образовательные программы:
история, литература, искусство, основы православной культуры, технология, музыка, география.

Дополнительные общеобразовательные программы туристско-краеведческой, социально-гуманитарной направленностей.

Программы воспитательной работы, внеурочной деятельности.
В помощь педагогу
При подготовке к прохождению маршрута обучающимся рекомендовано самостоятельно найти информацию и подготовить ответы на следующие вопросы:
  • Где наши предки устраивали поселения? Почему?
  • Как выбиралось место для поселения?
  • Как выбирали место и материал для строительства избы?
  • Как называется бревенчатая четырёхстенная основа избы?
  • Какими способами крепились в ней брёвна?
  • Как устроена крыша русской избы?
  • Что такое «волоковое» и «косящатое» окно?
  • Какие мифологические представления связаны с окнами избы?
  • Как устроена русская печь?
  • Чем отличается топка печи по-чёрному и по-белому?
  • Что такое бабий кут? Что там находилось?
  • Что такое красный угол?
  • Какое место в избе отводилось для женского труда?
  • Где находилось рабочее место хозяина?
  • Что такое полати?
  • Перечислите виды лавок. Чем отличается лавка от скамьи?
  • Что такое поставец и буфет?
  • Какие полки делали в избе?
  • Как выглядел сундук? Для чего он использовался?
  • Как называлась детская подвесная кроватка?
  • Какие бывают колодцы?
  • Какие хозяйственные постройки использовались для хранения и обработки зерна? Опишите их.
  • Какие хозяйственные постройки использовались для домашнего скота? Опишите их.
  • Как устроена русская баня?
  • Чем русские крестьяне огораживали своё подворье? Что такое стог, сноп и скирда?
  • Как и какими инструментами крестьяне готовили поле к посеву?
  • Опишите процесс молотьбы.
Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства имени И.Д. Самойлова
Где остановиться?
Как добраться?
АвтоПлюсУрал
Контактная информация
Коптеловский музей истории земледелия и быта крестьян
Телефон:
+7 (34346) 73-3-31
Адрес: с. Коптелово, ул. Красных Орлов, 29
Гостиница «Сириус»
п. Верхняя Синячиха
Гостиница «Металлург»
Алапаевск

Мини отель «Городок»
Алапаевск


Прием заявок на экскурсии: (34346) 75-1-18,
8-952-143-96-31 (с. Нижняя Синячиха)
Дирекция музея: (34346) 75-2-37, 75-2-30
Адрес: Алапаевский район, с. Нижняя Синячиха, ул. Первомайская, 20
E-mail: nsmzdzni@egov66.ru

Телефон: +7 (343) 463-40-72
Адрес: г. Алапаевск, ул. Ленина, 30
E-mail: chaikovsky@uolemuseum.ru
Дом-музей П. И. Чайковского
Список литературы
  1. Андреев А. Р. Москва. Быт XIV—XIX веков / А. Р. Андреев. — М., 2005.
  2. Бушуев С. В. История государства Российского: историко-библиографические очерки. XVII—XVIII вв. / С. В. Бушуев, Г. Е. Миронов. — М., 1992. — Кн. 2.
  3. Громыко М.М. «Мир русской деревни» - М., 1991 г.
  4. И.П. Савченко, А.Ф. Липявкин, П.П. Сербинович «Архитектура»,- М., 1982 г.
  5. Забелло С., Иванов В., Максимов П. «Русское деревянное зодчество» - М., 1942 г.
  6. Ащепков Е.А. «Русское деревянное зодчество» - М., 1950 г.
  7. Ополовников А.В. «Русское деревянное зодчество» - М.,1983 г.
  8. Раппорт П.А. Древнерусская архитектура: науч. изд.- СПб.: Строй – издат. С.-Петербургское отд-ние,  1993.-287 с.